
В наше поле зрения редко попадают азиатские страны. Всё же мы достаточно европоцентричны, ни смотря на то, что находимся в азии. Однако за последние месяцы именно Азия порадовала нас несколькими восстаниями: в Индонезии и Непале. Сцены народного бунта привлекают нас, как жителей страны, которые на протяжении последних веков пытаются прийти к свободе, но у которых это каждый раз не получается.
Наша революция закончилась продразвёрсткой и семидесятилетней диктатурой. Эта диктатура сформировала сегодняшний правящий класс: они вобрали в себе консерватизм советской власти и ложный антиглобализм.
У анархисто:к нет чёткого рецепта идеальной революции. Нет рецепта того, что делать, чтобы революция не закончилась экспансией. Нет рецепта, как после победы над одним режимом не сломаться под воздействием режима нового. Но это рецепта и не может быть. Все составляющие для приготовления эгалитарного общества обнаруживаются в моменте. Но мы можем учиться тому, как стоит и как не стоит подготавливать отдельные ингредиенты для блюдо, которое мы называем «свобода».
С чего же началась «Революции поколения Z» в Непале?
Будет неверно сказать, что всё началось из-за блокировки тик-тока, как пытаются нам объяснить охранители. Недовольство накапливалось долгое время. В Непале большие проблемы с экономикой, коррупцией и авторитаризмом. В прошлую пятницу заблокировали не только тик-ток, но большинство популярных месенджеров и социальных сетей. В их числе был и Facebook с Instagram, которые многие используют не только, как развлечение, но и для ведения бизнеса.
В понедельник люди вышли на демонстрацию и начались беспорядки. Протестующие штурмовали здание парламента, полиция использовало насилие в отношении протестующих. Во время протестов погибло 19 человек.
Протестующие начали штурмовать и другие правительственные здания, и в ночь на девятое сентября правительство заявило, что снимет запреты с соцсетей, а премьер-министр ушёл в отставку.
Но во вторник протестующие стали требовать отставки президента и перехода страны под их контроль.
Первые плоды восстание принесло в первые дни. Правительство согласилось на требование разблокировать социальные сети. Понятно какой урок можно вывести из этого, но мы же тут говорим не про то, как добиться своих требований?
Первое — это политизация соцсетей. В соцсетях достаточно активно обсуждалась коррупция и социальное расслоение, что и вылилось, скорее всего, в попытку заблокировать социальные сети.
Ситуация похожа на ту, что была в России пять лет назад, но, как кажется, с куда большим уровнем политической вовлечёности. Это помогло мобилизоваться сначала в понедельник, а после и во вторник.
Так же, как мы писали ранее, у Непала есть своё революционное прошлое. Относительно недавно там были восстания против монархии.
Непал до недавнего времени был феодальной монархией с помещиками как в царской России. Против короля велась коммунистами гражданская война, происходили восстания и мятежи не только против короля, но и против помещиков (буквально царско-помещический строй). Кто-то из наших старых (или зрелых по возрасту) подписчиков даже мог их застать. Гражданская война закончилась, Непал стал двигающейся к социализму федеративной республикой. Однако и это не совсем успокоило народ, совсем недавно там уже были массовые беспорядки и погромами, но уже за монархию.
Из всего этого нужно выводить то, что в стране развита традиция бунта, и нынешняя революция в Непале не то чтобы самая кровавая в его истории. Недавняя Гражданская война покровавее будет, хоть и большинство протестующих ее даже не застали. Пока в России пытались выживать, в Непале велась гражданская война, то есть бунт национальных размеров – гражданка велась с 1996 до 2006 и охватила всю страну, к 2005 году у правительства под контролем фактически осталась только одна столица.
То есть, понимаете, Непал нам дает сразу два рецепта революции – прошлой затяжной и организованной (маоистский стиль окружения города деревней), и нынешней молниеносной, скорее всего без какой-то четкой организации.
Про прошлую Революцию писать будет слишком длинно, но нынешняя революция нам показывает, какие действия настоятельно необходимы – это захват всех органов государства и его чиновников. Это сделали непальцы и весь его высший истеблишмент покатился в сторону заграницы. К среднему и низшему чиновничеству вроде как агрессии было в разы меньше (стоит ли говорить, что кумиром, но не лидером протеста выступает мэр столицы).
Действия-то в общем правильные, они тут же привели к победе (в смысле первоначальных требований), но без структуры и организации, вакуум заполонить может среднее чиновничество, то есть просто зажравшихся заменят еще не зажравшиеся. Для нас это минус, но для них вроде как, это и было целью, победить коррупцию не сломом системы, а заменой руководящих лиц.
Отсюда следует, что революции без сильного анархистского элемента к анархии никогда не приводят, даже если они побеждают.
В комментариях у антиджоба про Непал вышел некий коммунист, который написал “Без партии, представляющей интересы рабочего класса, они получат новое коррумпированное буржуазное правительство, и, скорей всего, ещё более жестокое. Не революция это, а бунт с госпереворотом” - ну и, хочется ответить ему, что в Непале куча партий, якобы “представляющие” рабочий класс, пришедшие к власти благодаря гражданке 1996-2006 годов. Марксисты самых разных направлений в очередной раз (даже без вторжения извне) построили “новое коррумпированное буржуазное правительство”.